29 мая 2013 года состоялось первое в этом году заседание Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под председательством вице-губернатора – председателя Правительства Самарской области Александра Петровича Нефёдова с участием стороны Регионального объединения работодателей "Союз работодателей Самарской области" (РОР СРСО)- регионального отделения РСПП и стороны Федерации профсоюзов Самарской области.
В начале заседания представители органов власти, Союза работодателей Самарской области и Федерации профсоюзов Самарской области подвели итоги совместной работы в 2012 году, заслушали доклад министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области Фурсова Олега Борисовича «О состоянии, проблемах и задачах развития социального партнерства Самарской области», который сообщил, что система социального партнерства начала формироваться в регионе 16 лет назад. «В настоящее время во всех муниципальных образованиях области действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключены территориальные трехсторонние соглашения. В области действуют 77 соглашений в сфере труда, 2912 коллективных договоров организаций с численностью работников более 605 тыс. человек. Однако в течение последних двух лет снижается количество действующих коллективных договоров организаций, в связи с чем сокращается и численность работников, на которых распространяется их действие. Новые фирмы часто не заинтересованы в создании первичных профсоюзов организаций и заключении коллективного договора.»
По данному вопросу высказались Колесников Дмитрий Геннадьевич – заместитель председателя Федерации профсоюзов Самарской области, Бульхин Анвар Кашафович – вице-президент РОР СРСО, который в своем выступлении сообщил, что на 01.01.2013г. в области в организациях заключено и зарегистрировано 2912 коллективных договора, на предприятиях – членах РОР СРСО заключение коллективных договоров составляет 97,8 %. В выступлении вице-президента прозвучало, что «необходимо предпринять для повышения эффективности социального партнёрства на территории Самарской области:
1. Обеспечить конкурентоспособность предприятий и организаций.
Наши предприятия отстают от своих зарубежных конкурентов по удельным затратам на единицу продукции и по уровню производительности труда.
Необходимо, чтобы в Соглашениях, коллективных договорах, были регламентированы совместные договоренности сторон социального партнёрства по повышению производительности труда – это усиливает зависимость повышения заработной платы работников, снижение затрат на производство, что сказывается на эффективности деятельности предприятий.
2. Провести организационную работу в регионе по содействию органам местного самоуправления в формировании системы социального партнерства на территориальном уровне, создать представительные органы социального партнёрства работодателей и (или) объединений работодателей юридически оформленные в соответствии с ФЗ «Об объединениях работодателей».
3. Разработать и реализовать организационные меры, направленные на вовлечение организаций и предприятий в процесс заключения коллективных договоров и в первую очередь в субъектах малого и среднего предпринимательства.»
Вице-президент РОР СРСО заметил, что по указке сверху социальное партнёрство не сформировать, необходимо осуществить меры, стимулирующие работодателей к участию в социальном диалоге.
На заседании был рассмотрен вопрос о выполнении Самарского областного трехстороннего соглашения и ранее принятых Комиссией решений в 2012 году. В соответствии с заключенным Соглашением областное Правительство, Союз работодателей и Федерация профсоюзов совместно вырабатывали и проводили политику, направленную на создание условий, содействующих развитию экономики, повышению ее конкурентоспособности, росту производительности труда, стабильной занятости, подготовке квалифицированной рабочей силы, безопасности рабочих мест, повышению качества жизни работников и их семей, обеспечению социальной защиты населения.
В 2012 году органами исполнительной власти Самарской области реализовывалось 58 областных и 35 ведомственных целевых программ, мероприятия которых направлены на повышение уровня и качества жизни населения Самарской области, создание комфортных условий для ведения бизнеса, развитие инфраструктуры, повышение энергетической эффективности экономики региона. Фактические расходы на реализацию областных и ведомственных целевых программ составили 34 млрд. 735 млн. рублей (в 2011 году более 31 млрд. рублей).
В 2012 году продолжалась реализация комплексных инвестиционных планов развития (модернизации) моногородов (Тольятти, Октябрьск, Похвистнево и Чапаевск), в которых предусмотрены мероприятия по обеспечению занятости городского населения, комплекс мер по диверсификации экономической базы и повышению устойчивости территорий к внешним экономическим воздействиям.
В Самарской области организована и успешно функционирует развитая инфраструктура поддержки предпринимательства, созданы экономически благоприятные условия развития сельскохозяйственного производства и реализации инвестиционных проектов. По итогам 2012 года прибыль сельхозорганизаций по результатам всей хозяйственной деятельности (с учетом субсидий) составила 3544,1 млн. рублей при уровне рентабельности 27,4%.
Значительно сократилась численность состоящих на учете безработных и уровень зарегистрированной безработицы. На конец 2012 года он составил 1,0%.
Среднедушевые денежные доходы по итогам 2012 года сложились в размере 24,6 тыс. рублей (1 место в ПФО), увеличившись по сравнению с 2011 годом на 12,9% или на 8,5% в реальном выражении. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов составила 3,7 величины прожиточного минимума, превысив уровень 2011 года (3,3).
Величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в 2012 году сложилась на уровне 21,0 тыс. рублей, увеличившись в реальном выражении на 8,1%. По величине заработной платы в образовании, здравоохранении и предоставлении социальных услуг в январе-ноябре 2012 года Самарская область занимала 3 и 4 места в ПФО.
На финансирование социальной сферы региона на протяжении последних лет традиционно выделяется около 2/3 консолидированного бюджета, приоритетными являются расходы на социальную политику, образование, здравоохранение. Всего за 2012 год на финансирование отраслей социальной сферы региона было выделено более 94 млрд. рублей из средств консолидированного бюджета области.
Был рассмотрен вопрос об аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Самарской области, по которому выступали Савельев Александр Николаевич- руководитель департамента условий и охраны труда министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области и Бульхин Анвар Кашафович – вице-президент РОР СРСО.
В Самарской области объемы проведения аттестации рабочих мест имеют ежегодную тенденцию к росту. В 2012 году в регионе аттестацию провели 2897 организаций на 104972 рабочих местах, на которых занято 146459 работников, что больше, чем в 2011 году на 54 % (1289 организаций, 67985 рабочих мест, 98022 работника).
Всего за последние 5 лет аттестацию провели 7558 организаций на 343974 рабочих местах, что составляет 38,5 % от общего количества рабочих мест в Самарской области. На этих рабочих местах занято 478819 работников.
Результаты аттестации показывают, что в регионе много рабочих мест с вредными условиями труда. Оптимальным и допустимым условиям труда соответствую только 37% рабочих мест. Кроме этого, травмоопасными признаны 13% рабочих мест, не соответствуют требованиям по обеспеченности средствами индивидуальной защиты 21% рабочих мест.
В настоящее время наибольшее количество рабочих мест с вредными условиями - в машиностроительном комплексе, в сфере добычи полезных ископаемых, а также на транспорте и в строительстве.
Специалисты отмечают, что темпы и объемы аттестации рабочих мест, как и внимание к этой работе со стороны работодателей, в регионе остаются недостаточными. Во многих организациях, особенно малого предпринимательства, аттестация не проводится, что является нарушением трудового законодательства. Без результатов аттестации невозможно объективно оценить условия труда на рабочих местах, чтобы привести их в соответствие с государственными нормативами охраны труда или установить работникам компенсации за неблагоприятные условия работы.
В то же время руководители предприятий отмечают, что критерии оценки рабочих мест устарели и требуют корректировки.
Бульхин А.К. озвучил предложения Союза работодателей Самарской области по данному вопросу:
1. Сформировать систему экономических стимулов, направленных на повышение мотивации работодателей к улучшению условий труда, в т.ч. и по проведению аттестации рабочих мест.
2. Пересмотреть ряд позиций по порядку проведения аттестации рабочих мест, сократить количество мест, подлежащих аттестации, снизить затраты на проведение аттестации рабочих мест – это мероприятие довольно затратное.
Например: В ходе аттестации в ряде цехов ЗАО ГК «Электрощит» - ТМ Самара установлено, что практически все рабочие места современного производства с новейшим оборудованием не отвечают требованиям Р.22.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утверждённого главным государственным врачом РФ 29.07.2005г.
По словам председателя областного правительства Александра Нефедова, важно достичь баланса в этом вопросе и не навязывать лишних требований к работодателям. «Необходимо самим работодателям ставить перед собой эту задачу и аналогичные требования предъявляются региональному минтруда. Конечно, нельзя создавать дополнительную нагрузку на бизнес, но без аттестации рабочих мест улучшения условий труда не будет», - заметил он.
На заседании Комиссии замминистра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Роман Владимирович Некрасов выступил с информацией об итогах реализации в 2012 году областной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области, а также о мерах поддержки АПК в 2013 году.
На реализацию программы в прошедшем году было направлено 3,2 млрд. рублей. Объем федеральных субсидий превысил 1 млрд. рублей. Результатом оказанной государственной поддержки стало достижение положительной динамики по ключевым индикаторам развития АПК. Обеспечена финансовая устойчивость и стабильное функционирование аграрного сектора губернии.
Объем валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в хозяйствах всех категорий в 2012 году увеличился к уровню 2011 года на 1,3%. По итогам 2012 года прибыль сельскохозяйственных организаций составила 3,2 млрд. рублей. С прибылью завершили год 86% организаций. Данные показатели являются максимальными для Самарской области за все время реализации государственной программы развития сельского хозяйства.
Регион полностью обеспечил себя основными видами растениеводческой продукции – зерном, картофелем, овощами. По итогам 2012 года Самарская область занимает 1 место в ПФО по темпам роста поголовья крупного рогатого скота. Производство молока в хозяйствах всех категорий увеличилось на 3% и составило 418,7 тыс. тонн, скота и птицы на убой – увеличилось на 3% (140 тыс. тонн). Приобретено сельскохозяйственной техники на сумму свыше 3 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2011 году (2,2 млрд. рублей).
В рамках областной целевой программы на 2013 – 2020 годы сохранены основные направления государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, введен ряд новых видов субсидий. Общий объем бюджетных ассигнований на 2013 год составит 4,4 млрд рублей.
С 2013 года за счет федеральных средств сельхозтоваропроизводителям будут возмещать часть затрат на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока.
В целях развития растениеводства также предусмотрен новый механизм поддержки – поддержка доходов сельхозтоваропроизводителей (или господдержка, не связанная с производственными показателями растениеводства). Субсидии будут предоставляться на гектар посевной площади.
Крупные расходы запланированы на социальное развитие села, на обновление машинно-тракторного парка и на поддержку малых форм хозяйствования.
По итогам обсуждения члены Комиссии выработала ряд рекомендаций, реализация которых должна способствовать росту экономики региона, снижению безработицы, созданию нормальных условий труда и повышению социальной защиты населения.
Пресс-центр РОР СРСО
Управление по региональной политике