На АО "Сызранский НПЗ" приступили к промышленной эксплуатации нового катализатора отечественного производства
© Ассоциация "Союз работодателей Самарской области"
В современной нефтепереработке катализатор ключевой и одновременно один из самых наукоемких элементов технологического процесса. В процессе нефтепереработки нефть разделяется на фракции – легкие и тяжелые, каждая из которых подвергается дальнейшей переработке и очистке. Чем тяжелее фракция, тем больше серы. Задача катализаторов гидроочистки нефтяных фракций – удалить соединения серы и азота. Если этого не сделать, сера попадет в топливо и двигатель автомобиля. Что, в свою очередь, ведет к снижению эффективности топливной и выхлопной систем, загрязнению окружающей среды.
Все предприятия Роснефти выпускают топливо экологического стандарта Евро-5. Для сравнения: в 90-е годы допускалось содержание серы в дизеле в 0.2%. В современном дизеле Евро-5 содержание серы – 0.001%, то есть в 200 раз ниже. Соответственно, нынешние катализаторы должны быть в 200 раз эффективней, чем предшественники.
До 2019 года единственной возможностью российских нефтепереработчиков для производства дизельных топлив было использование импортных катализаторов. «Роснефть», первой в России, выпустила собственный катализатор, стартовая партия которого была загружена на одном из уфимских НПЗ. Уже 13 месяцев катализатор работает в установке и по оценкам специалистов, сможет работать до полутора лет. Ни один западный катализатор не выдерживает и года. В этом году специалисты «Роснефти» сделали три загрузки катализаторов на предприятиях Рязани и Уфы.
Программа импортозамещения стала одним из важных направлений стратегии развития «Роснефть — 2022». Это касается не только катализаторов, но и технологий, оборудования по всей цепочке производства нефтепродуктов. На Сызранском НПЗ, где предстоит доказать эффективность катализатора вакуумного газойля, до 90% оборудования, которое закупается для строительства и реконструкции завода – отечественного производства.